Бог Вечного Возвращения
Антон Платов
Было у матери две дочки: одна родная, другая падчерица. Родную она очень любила, а падчерицу терпеть не могла... И вот однажды — а было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз — захотелось родной дочке фиалок понюхать. Она и говорит:
— Ступай, Марушка (это так падчерицу звали), в лес, набери мне фиалок.
— Ах, Боже мой! Милая сестрица, что это тебе в голову пришло? Слыханое ли дело, чтобы под снегом фиалки росли? — ответила бедная Марушка.
— Ах ты гадкая грязнуха! Kак ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? — закричала на нее мачехина дочка. — Ступай сейчас же вон! И коли не принесешь фиалок, я тебя убью!
А мачеха выгнала Марушку из дома, дверь за ней захлопнула да на ключ заперла.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Снегу там — целые сугробы, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго по лесу бродила Марушка. Голод ее мучил, мороз до костей пробирал. Наконец, заплакала она еще горше и стала просить господа-бога, чтобы он лучше ее к себе на тот свет взял... Вдруг видит вдали огонек. Пошла она на тот огонек и пришла на вершину горы. Там горел большой костер, а вокруг костра лежало двенадцать камней, и на тех камнях сидели двенадцать человек: трое из них с белыми седыми бородами, трое помоложе, трое еще моложе и трое совсем молодых...
Это были двенадцать Месяцев...
Я попрошу читателя внимательно всмотреться в картину, нарисованную прекрасной словацкой сказкой: зима, ночь, костер, двенадцать месяцевсидят вокруг огня... читать далее
Русские Боги в зазеркалье. Баба-Яга.
АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ
То, что я хочу предложить читателю, не является ни историческим, ни этнографическим исследованием в чистом виде. Скорее всего это размышления о некоторых аспектах этнопсихологии на материале русской мифологии. Самое большее, на что я рассчитываю, приступая к этой работе — это наметить для себя хоть какие-то направления в исследовании русской народной психологии в рамках дисциплины, получившей в конце прошлого века наименование этнопсихология. Надо сразу оговориться, что даже понятие мифологии в отношении русских сказок у некоторых исследователей до сих пор вызывает сомнение, этнопсихология же на сегодня наука практически не существующая. Тем не менее, если и начинать разговор о русской народной или бытовой психологии, то только с мифологии, потому что она есть то, что одновременно фиксирует и формирует и определяет мировоззрение народа, создавая ценностные ориентиры. читать далее
Бой на Калиновом мосту или прогулка тропою мёртвых
А.В.Платов
(Мифы и магия индоевропейцев, вып 5., -М.: Менеджер, 1997)
Вот пришел Иван Быкович да под Калиновый Мост через реку Смородину. Вдруг воды на реке взволновались, орлы на дубах раскричались, - выезжает чудо-юдо Змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, пес борзой позади ощетинился...
Стал Иван Быкович биться со Змеем и победил его. На другу ночь побил он Змея девятиглавого, а на третью - Змея о двенадцати головах...
Только старуху старую, матушку змееву, не одолел Иван. Привела она его в
подземелье - к старцу, отцу Змеев. Позвал старик двенадцать воев и говорит им:'Возьмите вилы железные, поднимите мне веки черные, ужо погляжу я, кто сыновей моих погубил'.
И подняли ему веки черные, веки тяжкие... читать далее
РОССИЯ - РОДИНА КРОКОДИЛОВ
Да-да! Именно так, дорогие читатели! Вы не ошиблись. Россия действительно является родиной крокодилов. Этому замечательному открытию мы обязаны ракомолам. Есть в нашей прекрасной стране такие люди – Ракомолы (к богу РА молящиеся). Они, не щадя своих сил и средств, делают одно сенсационное открытие за другим. То откроют, что в Палестине испокон веков жили русские и называлась она «Опалённый стан», то вычислят, что египетский бог Ре (r’) или Ра, обожествлявшийся в образе сокола или огромного кота, на самом деле…русский Бог! То вытащат на свет Божий из подпольного «Ведического центра» пропахшую кислой капустой очередную «дохристианскую» «Грамоту». читать далее
В.С.Казаков
Влияние «Русского Бога Ра» и «Всеясветной Грамоты» на происхождение зайца от коровы
Как я и обещал читателям «Русской Правды» в №23 (2001 г.), представляю краткие доказательства эволюции живых существ под влиянием религиозной пропаганды.
В предыдущей статье было неопровержимо доказано, что Россия (РА-сеющая) вплоть до XVIII века изобиловала промысловыми сортами крокодилов, завезёнными из Палестины (Опалённого стана) и Египта. А также, что все страны мира, в названии которых встречается «корень РА» и его модификации (РА-РО-РУ-РЫ-РИ-РЮ-РЕ-РЭ-ЭР-АР и т.п.) были основаны Русскими. Кроме того, почти все народы мира произошли от русских, включая папуасов, индусов (отдельная благодарность Миклухо-Маклаю и Афанасию Никитину, непосредственно в меру своих мужских сил принимавшим участие в этногенезе) и…сами знаете кто... читать далее
В.С.Казаков
ДУХИ СУДЬБЫ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ.
Во многих культурах известно верование, согласно которому у каждого человека есть его личный дух-хранитель, неразрывно связанный с ним. Скандинавы, например, называли такого хранителя fylgia. Они полагали, что только «смерть разрывает связь между человеком и его таинственным покровителем. Fylgia ведает прошедшее и будущее и нередко принимает образ того животного, нрав которого наиболее подходит к нраву его клиента; иногда, подобно валькирии, он является в виде прекрасной женщины и принимает участие в битвах. Перед самою кончиною человек видит, как погибает его дух-покровитель. (...) Fylgien принадлежат не только отдельным лицам, но и целым семьям и родам.. читать далее
УРЯД СВАДЕБНЫЙ
Свадьба – одно из важнейших событий в жизни человека. Так было у наших Пращуров, такое отношение к женитьбе (или выходу замуж) сохранили и многие наши современники. В русской традиционной культуре только после свадьбы человек становился взрослым, полноправным общинником. Бездетность наши Предки считали большим несчастьем, а к людям, достигшим брачного возраста и не вступающим в брак, относились осуждающе – ведь такие люди отказывались продолжать жизнь на Земле, выполнять долг перед своим родом… Как пишет исследователь славянской традиционной культуры А.К. Байбурин, «Повсеместно распространён взгляд на холостяков как на нечто незаконченное, незавершённое, а на жизнь без жены — как на жизнь “не в законе”. “Настоящим” человек становится только после заключения брака» читать далее
Станислав Каменев
Теология Громовержца: Божественный Ум
"Благовест в ум!
Большой набат в разум, в колокол ума!
Все оттенки мозга пройдут перед вами
на смотру всех родов разума"
Велимир Хлебников
"Без царя в голове" говорит всем знакомая пословица про неразумного человека, не имеющего в себя руководящего и упорядочивающего принципа который есть ум.
"Царское" достоинство ума подмечено и в древнерусской литературе:
"Что значит: горе тому городу, где царь юн и бояре его рано пьют и едят? Город — человек, а царь юный — непостоянный ум, а бояре его — помыслы, обдумывающие земное и небесное там и здесь."...читать далее
Станислав Каменев
Стрибог и святой Касьян в индоевропейском контексте
"Есть черная скала средь моря-океана:
Там Стрибог властвует, и внуков — бегунов
Он шлет отгула к нам с дождями для лугов,
С грозою с вьюгами, с покровами тумана..."
П. Бутурлин. Стрибог
Среди богов чтимых на Киевском капище Владимира Святославовича известен Стрибог: «... постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы».
Также Стрибог упоминается в христианских поучениях против язычества. Из топонимики известны названия, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, село Стрибож на Житомирщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc ....читать далее
Станислав Каменев
Род и рожаницы
В славистике в отношении древнерусского Рода можно условно выделить два взгляда. Первый - как на домового и "родового гения" ( А. Н. Веселовский [1], Е. В. Аничков [Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162], Н. М. Гальковский [2], Л. Нидерле [3] и др.), второй - как на важное божество, ответственное за жизненное начало (А. Н. Афанасьев [4], Д. О. Шеппинг [5], Б. А. Рыбаков [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997. C. 593—634.] и др.). Рожаницы чаще всего трактуются как девы судьбы подобные греческим мойрам, но у академика Б.А.Рыбакова рожаницы вознесены до уровня первостепенных женских божеств и отождествляются с Ладой и Лелей... читать далее
Станислав Каменев
Происхождение дуалистических легенд о творении у славян
Среди восточных и южных славян известны дуалистические легенды о творении мира - Бог и Сатана совместно создают мир из поднятого со дна моря песка (ила/камня..) и т.д.
Начиная с 19го века эти легенды начали привлекать внимание исследователей. Происхождение их мыслилось разными учеными по-разному. Веселовский [1] и многие другие ученые предполагали заимствование у финнов. Ю. Крон пришел к выводу о урало-алтайских истоках легенд [2], М. Драгоманов выводил легенды из Ирана [3]. Традиционно объяснение славянских дуалистических легенд из богомильства (напр. Ф.К. Радченко).. читать далее
Станислав Каменев
Остров Буян: опыт идеалистического толкования
Попытки философского, метафизического толкования мифа всегда сталкиваются с рядом проблем: миф не оперирует четко определёнными философскими категориями, мифические символы многогранны, туманны и контекстны, но в то же время чувственно насыщенны и осязаемы. Но это возможно, и, более того, необходимо. В качестве теоретико-методологического вступления процитирую Мирчу Элиаде ("Миф о вечном возвращении").. читать далее
КРИТИКА СТАТЬИ НИКОЛАЯ ЗУБОВА «НАУЧНЫЕ ФАНТОМЫ СЛАВЯНСКОГО ОЛИМПА»
Николай И. Зубов, Одесса
Научные фантомы славянского Олимпа
Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.*
Прочтение сего опуса вызвало во мне желание его прокомментировать.
Обращает на себя внимание явное желание автора представить «славянский Олимп» как недоразвитую мифологическую систему, в которой отсутствуют даже родственные связи между Божествами:
«Таким образом, и наблюдения над фактами, относящимися к западнославянскому кругу мифологических сведений, не могут дать достаточно убедительных доказательств в пользу языческих представлений о родственных связях на славянском Олимпе. А это не позволяет утвердительно ответить на поставленный вопрос. Скорее всего, этот ответ в конечном счете будет отрицательным».
Однако не существует ни одной индоевропейской мифологии, в которой бы отсутствовали представления о родственных связях между Богами. Да и ни одной неиндоевропейской мифологии, обладающей таким признаком, я не припомню. Но, разумеется, наши Предки были «примитивнее» папуасов и народов Крайнего Севера, как же может быть иначе… Дикари-с.... читать далее
ВЕРХОВНЫЙ БОГ СЛАВЯН
Вопрос о верховном Боге славян в исследованиях, посвящённых славянской мифологии – один из дискуссионных. Разные авторы выдвигали различные версии. Так, И.И. Срезневский и Н. Костомаров считали, что наши Пращуры называли верховное Божество просто «Богом». В качестве подтверждения этой мысли Срезневский приводит слова из договора князя Игоря с греками: «И елико их есть нехрещено, да не имут помощи от Бога ни от Перуна... Да будет клят от Бога и от Перуна». По мнению А.Н. Афанасьева, М.Б. Никифоровского и Я.Е. Боровского славянским Богом Богов был Сварог. Академик Б.А. Рыбаков полагал, что высшим Богом наших Предков был Род, и говорил о возможном тождестве Рода, Сварога и Стрибога: «Сварог ("Небесный), Стрибог ("Бог-отец") и, как увидим далее, Род ("Рождающий") – все эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах». Наконец, существует версия, согласно которой верховным Богом славян был Громовержец Перун. Её придерживаются, к примеру, Л.Р. Прозоров и Л.С. Клейн – исследователи с, мягко говоря, несхожими взглядами. читать далее
О СВЯЗЯХ ЯРИЛЫ С СОЛНЦЕМ, НЕБОМ И ГРОМОВЕРЖЦЕМ
Людям, интересующихся народной Традицией, хорошо известно, что Ярило – славянский Бог плодородия. На это указывает многое – образ этого персонажа славянской мифологии, происхождение его имени, совершаемые во время его праздников обряды, наконец, мы располагаем даже прямым свидетельством древнего текста, чётко определяющим сущность и основную функцию Ярилы:
Западные славяне почитали Бога Яровита (чьё имя является однокоренным с именем Ярилы; по-видимому, это имена одного и того же Божества у разных народов). В городе Волегоще (Вольгасте) стоял храм Яровита. Вот что сообщает Герборд в «Житии епископа Оттона» (XII век): «[В Волегоще] жрец, который там служил идолу, войдя ночной порой в соседний лес, стал в жреческом облачении на высоком месте, у дороги, среди густых кустов. И, подняв руку, так обратился к некоему крестьянину, который шел из села на базар: "Эй, добрый человек!" Тот, обернувшись в ту сторону, откуда услышал голос, в кустах человека в белоснежном одеянии, при невероятном свете, увидел и испугался. А он: "Стой и слушай, что я скажу. Я - твой бог. Я покрываю всходами поля и листьями леса. Плоды полей и деревьев, приплод скота и всё, что служит нуждам людей, в моей власти. Это я даю моим почитателям и тем, кто презирает отвергающих меня»... читать далее
ПОХОРОНЫ ЯРИЛЫ
Многим людям, интересующимся славянской традиционной культурой, известен ритуал «похорон» или «проводов» Бога плодородия Ярилы, приуроченный, как правило, к летнему солнцестоянию. Обряд этот заключается в ритуальном уничтожении изображения Божества, которое сжигают, топят или закапывают в землю. Вот как описывает «похороны Ярилы» этнограф XIX века А.В. Терещенко: «В Костроме отправляли ещё погребение в честь Ярилы на Всесвятское заговенье. Там старик, одетый в изорванное платье, нёс во гробе куклу Ярилы, которая изображала мужчину со всеми естественными его частями. Пьяные женщины провожали её с рыданиями и потом зарывали в землю». Согласно свидетельству, приведённому Э.В. Померанцевой, в Ярославской губернии ещё в начале XX века существовал обычай «погребать Ярилину плешь» - устраивалось народное гуляние, из глины лепили изображения Ярилы и «Ярилихи», которые после разбивали и бросали в воду. читать далее
СВОБОДА ЛИЧНОСТИ В ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В современной науке (а через её посредство – и в сознании современных людей) прочно укоренилось представление о тотальной несвободе человека в архаичном (традиционном) обществе. Жизнь наших предков кажется нам всецело обусловленной корпоративными интересами, сословными предрассудками, разнообразными религиозными табу и т.д. Сами себя мы при этом, естественно, считаем свободными (по крайней мере – намного более свободными, чем наши пращуры). Жёсткое противопоставление традиционного общества, «зажимающего индивида в узкие рамки», и общества современного, «предоставляющего все возможности для личностного роста», в настоящее время весьма характерно для социогуманитарных наук. Но насколько этот стереотип соответствует действительности? Был ли на самом деле «человек архаичный» столь несвободен? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в настоящей работе. читать далее
АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА АРИЕВ
Одним из многочисленных спорных вопросов современной исторической науки является проблема локализации прародины индоевропейцев (иначе называемых ариями): народов, принадлежащих к индоевропейской языковой семье (то есть, говорящих на славянских, балтских, кельтских, германских, романских и некоторых других языках). Известно, что ещё в древности арии расселились на огромной территории: от крайнего запада Европы до Индостана. Более того - индоевропейские захоронения были обнаружены даже в северном Китае. Однако точное местонахождение арийской прародины, той сравнительно небольшой области, из которой происходило расселение, до сих пор не выяснено. читать далее
КРИТИКА РАБОТЫ Л.С. КЛЕЙНА «ВОСКРЕШЕНИЕ ПЕРУНА»
Довелось мне недавно ознакомиться с «шедевральным» произведением археолога и филолога Л.С. Клейна «Воскрешение Перуна». Труд, конечно, бесподобный – сравниться с этой работой может разве что «Языческая символика славянских архаических ритуалов» Н.Н. Велецкой, в которой автор едва ли не все народные обычаи объявляет пережитками древнего обряда отправления на Тот Свет стариков.... читать далее
КРИТИКА РАБОТЫ Л.С. КЛЕЙНА «ВОСКРЕШЕНИЕ ПЕРУНА»
Часть вторая.
Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению воззрений Клейна на славянские Святодни (праздники) хочу сделать одно, весьма немаловажное, на мой взгляд, замечание. Исследователь русской традиционной культуры А.Андреев в своей книге «Магия и культура в науке управления» высказал отнюдь не оригинальную, но, тем не менее, глубоко верную мысль касательно академической науки. Она, согласно Андрееву, «(…) является отнюдь не братством искателей истины, а огромным сообществом людей, занимающим в государстве очень значимое место и бьющимся за то, чтобы это место удержать. Иначе говоря, современная наука — это предприятие экономическое и политическое». Следовательно, и мнение учёных – далеко не «истина в последней инстанции», хотя прислушиваться к нему, тем не менее, стоит. читать далее
СЛАВЯНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (лекция)
Сегодня мы с вами будем разговаривать о славянском традиционном мировоззрении. Конечно, тема эта очень обширна и говорить об этом можно часами – поэтому мы ограничимся лишь беглым обзором. Но, тем не менее, я надеюсь что мне удастся верно передать основы… читать далее
МАСЛЕНИЦА
Что подавляющее большинство наших современников знает о Масленице? Не
так уж и много. Знают, что это старинный русский праздник, на котором едят
блины и жгут соломенное чучело. Мало кто сможет сказать больше. А ведь народ,
не помнящий своих корней, не имеет будущего… Попробуем немного рассказать о
Масленице мы – фольклорный коллектив «Колоход». читать далее
ВЕСЕННЕЕ ПОМИНОВЕНИЕ ПРЕДКОВ
В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ
Почитание Предков издревле было одной из важнейших составляющих
славянской традиционной культуры – ведь ни одна Традиция не может
существовать без уважения к Пращурам. В старину считали, что умершие
слышат нас и могут вмешиваться в дела живых – поэтому им приносили требы и
обращались к ним за помощью. Наверное, почти каждый слышал или читал в
детстве сказку «Сивка-Бурка» - там, если помните, главный герой три ночи
ходит на могилу к умершему отцу, разговаривает с ним, приносит ему хлеб, и в
награду получает волшебного коня... читать далее
ЖАТВА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»
Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца)
был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской
Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и
отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове
(календаре) эти святодни называются соответственно Зажинками и Спожинками
(иначе – Пожинками, Дожинками).
В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки
были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня \ августа). Впрочем, по некоторым
сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от
созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые
христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в
глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов,
совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только
на Руси, но и по всей Европе. читать далее