Красная Горка
22 Цветня - Апреля
Красной Горкой мы называем целый ряд народных праздников, приходящихся на конец месяца цветня (апреля). Название это условно, но всё же имеет некоторую опору на Традицию - в старину Красной Горкой, по свидетельству этнографа 19 века Терещенко, называли весеннее гуляние, длящееся неделю (хотя известны и случаи, когда Красная Горка была просто одним из весенних праздничных дней).
22 цветня справляют Лельник (или Ляльник) – день, посвящённый Леле, славянской Богине весны и любви. Академик Борис Александрович Рыбаков приводит такое описание этого праздника: «Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками».
27 или 23 цветня отмечается Ярилин День – праздник встречи Ярилы, Ярого Бога плодородия, любви, деторождения – и, в то же время, Бога войны; покровителя земледелия и скотоводства, Хозяина зверей… Весеннее оживление Природы отображено в мифологии как приход Ярого Бога (к слову сказать, в мифах часто сливаются воедино Божество и Сила, которой это Божество управляет). В народной песне поётся:
«Волочился Ярило,
Да по всему свету
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною,
А где он глянет,
Колос зацветает».
Люди славят Ярилу, просят его о весеннем тепле, и приносят Ярому Богу требы…. «Ярило! Вставай рано – отмыкай землю, выпускай росу, на теплое лето, на буйное жито, на ядренистое, на колосистое!»
К числу весенних праздников Красной Горки относится и Радуница (иначе – Навий День, Родительский День) – День поминовения умерших родичей. В это время, как пишет знаменитый фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, «Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. В причитания входили воспоминания о усопшем, как это имело место при оплакивании после смерти. Они «с плачем и рыданьем взывали к их душам, воспевая их добродетели». На могилы приносили еду и питье. Упоминаются кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось «мертвым на еду». (…) По могиле катали яйца. После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль переходила в веселье, которое могло кончаться разгулом».
Многим нашим современникам покажется странным обычай не только горевать, но и веселиться на поминках – но Предки наши жили в ладу с Миром, и оттого по-другому воспринимали смерть. Она была для них не концом существования, а просто переходом в Иной Мир. В народе считали, что умершие отмечают праздник Весны вместе с живыми…
В старину существовал обычай во время встречи Весны поздравлять молодожёнов: под их окнами собирались и пели особые (вьюнишные) песни. Вот одна из них:
«Ой, лелю, молодая, о, лелю!
Ты вьюная, о, лелю!
Ты по горнице пройди, о, лелю!
Покажи свое лице, о, лелю!
Да в окошечко, о, лелю!
Покажи нам молодца, о, лелю!
Своего-то вьюнца, о, лелю!
Да пожалуй-ко яичко, о, лелю!
Еще красненькое, о, лелю!
Что на красном блюде, о, лелю!
И при добрых людях, о, лелю!»
Молодожёны одаривали поздравлявших: яйцами, калачами, пряниками, пивом, вином, деньгами и т.п.…
Во время Красной Горки совершался также обход домов «волочебниками» - обычай, по сути своей очень близкий к колядованию. Волочебники поздравляли людей с праздником, исполняя при этом соответствующие обрядовые песни, за что получали от хозяев подарки…
Обрядовая страва: блины, кутья, кисель, куличи, крашенные яйца, молоко, сыр, творог. Понадобятся також верёвочки и ленты – для венков.