Станислав Каменев


Род и рожаницы

 

В славистике в отношении древнерусского Рода можно условно выделить два взгляда. Первый - как на домового и "родового гения" ( А. Н. Веселовский [1], Е. В. Аничков [Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162], Н. М. Гальковский [2], Л. Нидерле [3] и др.), второй - как на важное божество, ответственное за жизненное начало (А. Н. Афанасьев [4], Д. О. Шеппинг [5], Б. А. Рыбаков [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997. C. 593—634.] и др.). Рожаницы чаще всего трактуются как девы судьбы подобные греческим мойрам, но у академика Б.А.Рыбакова рожаницы вознесены до уровня первостепенных женских божеств и отождествляются с Ладой и Лелей.

Современное неоязычество, составители популярных словарей и научно-популярных трудов по славянской мифологии часто следуют в вопросе Рода Б. А. Рыбакову.
Рода почитают как создателя всего живого и сущего, творца мира и прародителя богов.
Словами академика Б. А. Рыбакова: "Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним".

Рассмотрим основные источники наших представлений о Роде и рожаницах:

Южнославянская этнография и фольклор

Вера в рожаниц уцелела в ряде южнославянских стран, что дает нам бесценную информацию, учитывая скупость древнерусских источников.

Считается, что рожаницы (другие названия - орисницы, наречницы, суденицы..) посещают ребенка вскоре после его рождения и предсказывают его судьбу. Рожаницы описывают жизненный путь ребенка (женитьбу, рождение детей, болезни, смерть и т.д.) наделяют его долей. Все важные события (часто трагические) в жизни человека объясняются пророчеством рожаниц.

Рожаницы живут вечно на краю света (на небе, вместе с Солнцем, в раю с Богом и др.).
Чаще всего их количество - три, реже одна. Рожаницы — сестры или состоят в другом родстве. Одеты они в белые (реже черные) одежды. Их возраст колеблется — от молодых девушек до древних старух, так же, как и внешность: добрые Орисницы очень красивы, злые же безобразны. Иногда встречаются свидетельства, что они — мужчины, например, седобородые старцы или святые [6].

Часто обнаруживается такая "схема": две из трех рожаниц противостоят друг другу и наделяют человека соответственно доброй и злой судьбой, а третья, "старшая", рассуживает их и выносит окончательное решение.

Бывает что место старшей рожаницы выступает существо мужского рода - Суд, Усуд (рус. Суд, сербохорв. Усуд). В сербской сказке Усуд посылает Сречу или Несречу — воплощения судьбы-доли. В дни, когда Усуд рассыпает в своем дворце золото, рождаются те, кому суждено быть богатыми; когда Усуд рассыпает в хижине черепки — рождаются бедняки. С Судом связаны также персонифицированные воплощения судьбы — суденицы, ср. рус. «судинушка» (главным образом в плачах) [7].

Звезды

Интересна связь рожаниц со звездами. В старинных азбуковниках рожаницами "еллиньстии звездословцы наричють седмь звезд, глаголемых планиты, и кто в кую планиту родится — и по той планите любопрятса предвозвещати нрав младенца или к коим похотем естеством уклонителен будет."

Астрология называлась "рождественнским волшением", "родословием":
Автор Домостроя упрекает своих современников: "в получая веруют, и в родословии, рекше в рожаницы, и в обаяние по звездословию".

Связь идеи судьбы со звездой повсеместна в славянском фольклоре:
В чешской думе о битве христиан с татарами упоминаются знахари-звездочеты которых называли "rodowestnik", "rodowestec"; польск. "rodowieszczek" — звездочет, астролог [8].
В "Поэтических воззрениях славян на природу" Афанасьев А.Н писал:
"Хорутане убеждены, что всякий человек, как только родится, получает на небе свою звезду, а на земле свою рожаницу, эта последняя определяет и предсказывает его судьбу. У белорусов сохраняется предание, что всякий человек имеет свою Зирку, которая, как дух-хранитель, неотступно находится при своем избраннике. Собственно зирка значит: звезда; но в народе под этим именем слывет богиня счастия."

Древнерусские источники (XI-XVI вв.):

"Слово об идолах"

"Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят"

Интересующие нас цитаты:
«…проклятого же Осирида (то есть Осириса.) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам роду и рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида… Оттуда же начали эллины ставить трапезу роду и рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: так славяне стали ставить трапезу роду и рожаницам»

Б.А.Рыбаков считает подтверждением своей теории то, что Рода и рожаниц здесь сравнивают с божествами "наивысшего калибра", хотя это несколько нелогично. Ведь греческий оригинал "Слова" был посвящен обличению культов Матери и Сына, конкурирующих с христианством, а божества почитаемые в этих культах не были "верховными божествами неба" и "единоличными богами Вселенной".

Русский автор "Слова" не считал свой текст заточенным только под критику Рода и Рожаниц, попадает и другим богам: "Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу, Роду и рожанице…"

Род и Рожаницы в одном из списков были отождествлены с "Артемидом" и Артемидой:
"Откуда и приучились эллины класть требы Атремиду и Артемиде, т.е. Роду и рожаницам" (Паисиевский список)
Кто такая Артемида? Словами А.Н.Афанасьева:
"Одно из главнейших свойств, приписанных Артемиде, касалось деторождения. Она считалась покровительницею женщин и брачных союзов, заведовала родами, разрешала пояс родильницы, играла роль повивальной бабки и кормилицы и вместе с тем была доброю пряхою, как бы одною из парк. Греки давали ей название ????????? = рожаница"
То есть рожаницы прямо соотнесены с божеством покровительствующим родам и судьбе.

Стоит обратить внимание на Атремида-Рода.
Также известен из другого источника:
"Артеми, юже нарицають Родъ" ("Мученiе св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века")

Некоторые  считают что Атремид это Апполон, хотя никаких оснований так считать нету. Скорее наоборот, автор знал кто такой Апполон, и потому не смог отождествить с ним Рода, ведь они божества совершенно разного характера (Род не имеет солнечных черт и т.д.). Род, выходит, имеет примерно те же функции что и Артемида, только в мужском варианте. Замечу, что сравнение с "Атремидом" входит в резкое противоречие с гипотезой о "вселенском" характере Рода.

"Слово Исайи пророка"

"Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам"

Текст в данном контексте интересен тем что Род и рожаницы заменяют "оригинального" Гада:
"А вас, которые оставили Господа, забыли Мою святую гору, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, – вас обрекаю Я мечу и все вы преклонитесь на заклание" (Ис. 65, 11)

"Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и (двух) рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, вас предам мечу и все вы падете пронзенными!" ("Слово Исайи пророка")

Гад - западносемитский бог удачи и судьбы. Отождествлялся с греческой Тихе (богиня судьбы). Попытка Б.А.Рыбакова соотнести Гада (gd) с Баал-Хадд (hdd) не выглядит убедительной (корни разные).
Вывод несколько некорректен: "Здесь противопоставление является и сопоставлением: Род сопоставлен с Саваофом и с Иисусом Христом."
Тогда стоит заключить что и бог Гад, бичуемый в оригинале, тоже равен по статусу Саваофу, но ни Библия, ни семитология не подтверждают эту гипотезу! По Библии Гад вовсе не величайший языческий бог, вовсе не главный противник Яхве! Так почему же такие эпитеты начинают прилагать к Роду, подменившему на Руси Гада?!
Здесь не учитывается специфика иудо-христианского мышления - каждому языческому богу независимо от его "ранга" всегда противостоит только один единый Бог, на то это и монотеизм.

При всем желании христианство может противопоставить языческим богам только одного Бога. И это никак не отражается на статусе языческих богов.

В раннем списке "Слово Исайи пророка" употреблено двойственное число по отношению к рожаницам, что есть безусловный архаизм и позволяет уверенно предполагать что рожаниц было две.

Комментарий к Евангелию, известный как
"О вдуновении духа в человека"

"Вдуновение бессмертное нестареющее един вдымает вседръжитель, иже един безсмертен и непогибающих творец.

Дуну бо ему [человеку] на лице дух жизни и бысть человек в душю живу.

То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том рожаются дети.

И паки ангели вдымаеть душю или паки иному от человек или от ангел суд бог предасть.

Сице бо неции еретици глаголють от книг срачиньских и от проклятых болгар. О таких блядословцех пророк рече: "попел сердце их и персти хуже надежа их и бесчестнее кала житие их, яко не разумеша творца своего, создавшего их и вдохнувшего в них дух жизни и вложившаго душу действену."
Всем бо есть творец бог, а не Род".

Весь отрывок посвящен вопросу об одушевлении человека.
Утверждается, что по мнению язычников рождение (а не зачатие!) детей является следствием того что Род "сидит на воздухе" и мечет на землю "груды" (убедительно истолкованные Б.А.Рыбаковым как "капли"; можно понимать капли посылаемые с воздуха как дождь).
В противовес приводится христианский взгляд - душу вкладывают в человека ангелы или сам Бог. В этом противопоставлении видится некоторый паралеллизм:
Род - "груды" (капли) - дети (рождение)
Ангелы (Бог) - душа - человек

В этнографии известны поверия которые можно прямо соотнести с данными о Роде.
Украинские формулы о происхождении детей имеют варианты о спускании детей с неба богом: «Бог спустил его с неба», «Из неба Бог скидае – летит, летит хлопчик». Вместе с тем известны варианты где дети выпадают с дождем/водой: «Пашоў великий дождь, да ты ўпала», «З дашчом упаў з неба» [10].
Показания "О вдуновении духа в человека" о Роде могут рассматриватся как праобраз и вариант этих фольклорных формул. Однако, стоит отметить что имеется большое количество вариантов где детей приносят животные (аист например) или иные мифологические персонажи (русалки, домовик, водяной, богинка св. Николай, ангелы…), поэтому на основании данных формул и сопоставлений говорить о чрезвычайно высоком статусе Рода в древнерусском пантеоне нельзя.

Доля и душа

Вызывает вопрос сопоставление "груды"-капли и души. Разбор предыдущих источников показал связь Рода с судьбой и долей и логично предположить что Род ответственен за наделение долей-судьбой (в виде мифологической "капли") младенца. Христианство таких понятий не знает, поэтому подмена его "душой" выглядит закономерной. Тем боле что для этого обнаруживаются основания и в народной культуре, в которой доля и душа обнаруживают известный параллелизм: душа и доля даются человеку одним и тем же существом (Бог, ангелы, мать и др.), даются они в одно и тоже время (во время рождения, во время зачатия, после имянаречения и т.д.), и др.
"Личная" звезда воспринимается двояко - и как судьба человека, и как его душа. [9]

"Капля": доля и душа

Связь божеств судьбы с водой широко известна. Достаточно вспомнить источник Урд (Судьбы) с норнами, тот же семитский Гад - покровитель рек и источников, более того, сам Род в "Слове об Идолах" был сопоставлен с рекой Нил (ср. "родник"). С водой связаны многочисленные гадания о судьбе; Доля человека по народным представлениям может жить в море.

Аналогичным образом вода мыслилась как загробномый мир, обиталище душ умерших, предков-родителей ("Плевать в воду - все равно, что матери в глаза").

Род (семья)

Считалось также что наделять судьбой человека при рождении могут его предки. Долей у украинцев также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. [11]
Полагали, что доля каждого члена семьи обитала в печи - связь печи с культом предков широко известна. В таком понимании образ Доли схож с домовым, который, согласно славянским мифологическим представлениям, тоже жил за печкой и является олицетворением семейного бога-предка. Считается, что домовой умеет предсказывать судьбу (как и Доля), оттого не случайно что в ряде диалектов "род" толкуется как домовой, приведение, "родимец" как черт. Мнение ученых 19го века что домовой это переведенный в низшую демонологию Род, как кажется, имеет под собой некоторое основание.

Не будем также забывать о существовании "коллективной судьбы" (в том числе рода/семьи).

В контексте "О вдуновении духа в человека" (Род "мечущий груды"/"посылающий дождь" с воздуха) важно будет добавить что в некоторых регионах появление предков сопровождалось дождем: белорусы говорили - "Уже вылазят дзяды, будзе дождж". Более того, предки мыслились сходящими к потомкам на земле в виде дождя. Например по мнению полешуков, усопшие родители в день свадьбы своих детей сходят на землю дождевой тучею, чтобы благословить молодую чету (в свадьбе, как варианте инициации, важную роль имеют обряды перераспределения доли, наделения брачующихся судьбой) [12].

Род таким образом предстает также и совокупностью предков, в их судьбоопределяющей и доленаделяющей роли.

"Связь Доли с культом предков рельефно проявляется в мифологии старосеверной и классической. Римские genii и junones суть души умерших, и вместе с тем духи-покровители человека: у каждого мужчины свой genius, у каждой женщины — своя juno; наклонности того или другого лица определяются его гением." (Словарь Брокгауза и Ефрона)

В конце обзора "О вдуновении духа в человека" обратим внимание на часто цитируемую фразу из источника:
"Всем бо есть творец бог, а не Род"
Часто эту цитату приводят в подтверждение того что Род мыслился творцом мира.
Однако, очень легко доказывается обратное. Во-первых, весь текст посвящен одной конкретной теме - одушевлению человека, и перехода к вопросу о творении мира не наблюдается. Во-вторых, было бы логичнее ожидать употребления слова "всему" (всему бо есть..) если бы речь шла о сотворении мира, но в тексте ясно написано "всем". Кому "всем"? Из контекста произведения очевидно что всем людям. "Всем [людям] бо есть творец бог, а не Род".

По поводу противоспоставления Рода и Бога в этом отрывке повторюсь о специфике иудо-христианского мышления:
каждому языческому богу независимо от его "ранга" всегда противостоит только один единый Бог, на то это и монотеизм.

Праздники

Приведем цитату из "Язычество древних славян" Б.А.Рыбаков посвященную этому вопросу:
"Относительно Рода мы располагаем единственным, но драгоценным свидетельством: Рода вспоминали на второй день праздника рождества, 26 декабря; день этот назывался собором или "пологом" богородицы, и бабы приносили в церковь хлебы и пироги.(Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 168-169.)

В одной рукописи Четьи Минеи есть интересная приписка, помещенная после всех статей сентябрьского года под 31 августа: "А се грехи:
...Желя Роду и роженицам по рождестве в пнд [понедельник] - муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе".(Смирнов О. Древнерусский духовник, с. 46, 331; Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 169.)"

Первый праздник, приуроченный в позднее время к христианскому Рождеству вполне понятиен в нашем контексте - зимний Солнцеворот, рождение Солнца; святочное время осмысляется как творение (рождение?) мира, в эти дни помесячно определялась судьба года, совершались обряды призванные повлиять на весь будущий год, всевозможные гадания. Самое время для божеств судьбы - Рода и рожаниц. Весомая часть святочных обрядов была посвящена культу предков.

Второй праздник это (во времена двоеверия) день вскоре после Рождества Богородицы.
Для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, завершения главного цикла земледельческих работ.
К Богородице обращались как к помошнице в родах.

Известен параллелизм между созреванием зерна и ростом ребенка в материнской утробе:
В старинной песне пелось: "Меня батюшка засеял, меня мать родила", а героиня одной из былин Настасья-Королевишна так сообщает богатырю Дунаю о своей беременности: "У меня с тобой есть во чреве чадо посеяно. Принесу тебе я сына любимого".
Рождение же ребенка подобно рождению урожая, то есть его окончательному сбору. Не случайно верили что судьба у детей родившихся осенью после сбора урожая будет счастливой.

Таким образом представляется возможным что Род и рожаницы были призваны определить судьбу нового урожая, наделить долей (урожая) людей.
Не зря одним из основных символов доли и воплощением судьбы считался хлеб, связанный как с почитанием предков ("деды хлеб-соль засылают") так и с понятием судьбы:
Определенно дохристианский характер имеют народные представления о том, что Бог наделяет хлебом человека, причем вместе с куском (долей) хлеба человек получает и свою "долю", вместе с частью хлеба и свое "счастье".

Праздники включали в себя культовые трапезы с хлебом и вином:
"... ставяще трапезу крупичными глебы и сыры и черпала наполняюще вина добровоньнаго ... и подавающе друг другу - ядять и пиють"

В итоге

Нету ни одного источника, через который можно было бы уверенно истолковать Рода как вселенское божество. Наоборот, каждый источник сравнивает Рода с божествами, которые не считались главами пантеонов, не величались "творцами всего", но являлись в подчиненном положении в рамках родных пантеонов - греческий Артемид (Артемида), египетский Осирис, семитский Гад.

Усиленное порицание Рода и рожаниц является продолжением борьбы церкви с верой в судьбу (предопределение против "свободы воли" христианства) и астрологию. Эта борьба ведется с переменным успехом с самого зарождения христианства вплоть до наших дней - нечего удивляться "ожесточенности" поучений и их количеству.

Род оказывается антропоморфным божеством судьбы и обожествленной совокупностью предков, творящим человека, наделяющим его долей и судьбой (возможно и душой) через "груды"-капли.

Две рожаницы и один Род известные по древнерусским источникам очень похожи на этнографических южнославянских рожаниц с Усудом, что позволяет предположить их функциональное сходство -
Род выделяет человеку его долю и посылает рожаниц:
одна рожаница (Недоля, Несреча..) присуждает человеку трудности и неудачи, а вторая (Доля, Среча..) присуждает удачу и благоприятные события.

Стоит заметить, что если славянские божества судьбы (Род и рожаницы) подобно греческим мойрам и скандинавским норнам имели влияние на судьбу богов и всего космоса, то вопрос о "вселенском масштабе" всё равно должен быть решен негативно - ни норны, ни мойры никогда не мыслились универсальными божествами объемлющими собой всё Сущее.

 

Ссылки:

[1] Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. XIII. Судьба-доля в народных представлениях славян. - ОРЯС. СПб., 1890, т. 46, с. 172 - 264 (о Роде)
[2] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 156.
[3] Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, t. II, 1, s. 67 - 70.
[4] Афанасьев А. Н. О значении рода и рожаниц // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, кн. 2, полов.1, С. 132—134.
[5] Шеппинг Д. О. Опыт о значении Рода и Рожаницы // Временник Московского Общества истории и древностей Российских, кн. IX, С. 25-36.
[6] Орисницы // Энциклопедический словарь. Славянская мифология, подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН (М: Эллис лак, 1995).
[7] Суд // Энциклопедический словарь. Славянская мифология, подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН (М: Эллис лак, 1995).
[8] Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб, 2004
[9] Виноградова Л.Н. – Полесские формулы о происхождении детей // Славянский и балканский фольклор - М: Индрик, 1995.
[10] Доля // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н.И. Толстого). Т. 2. М. 1999
[11] Судьба // Энциклопедический словарь. Славянская мифология, подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН (М: Эллис лак, 1995).
[12] Грушко Е. А Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии (Нижний Новгород: «Русский Купец» и «Братья Славяне», 1996)

Список использованной литературы:

1) Энциклопедический словарь. Славянская мифология, подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН (М: Эллис лак, 1995).
2) Мифологический словарь под редакцией Е. М. Мелетинского (М: Сов. энциклопедия, 1992)
3) Грушко Е. А Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии (Нижний Новгород: «Русский Купец» и «Братья Славяне», 1996)
4) Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу в 3-х т. (М.: Индрик, 1994)
5) Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб, 2004, 480 с.
6) Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997.
7) Зубов Н. И. "Научные фантомы славянского Олимпа" Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
8) Седакова О. А. Тема "доли" в погребальном обряде Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, с. 54-63
9) М. А. Рыблова "Хранители казачьих кладов: к вопросу о концепции судьбы в русской народной традиции" опубликовано в "Судьба. Интерпретация культурных кодов" «Научная книга», 2003. С. 111-175.
10) Толстая С.М. Славянские мифологические представления о душе // Славянский
и балканский фольклор. Народная демонология. М., 2000. С. 52–95.
11) Ф. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
http://magiaworld.org.ru/articles/article-18.html
12) Артемьева Е. А. "Исцеление Ильи Муромца (Печь и социальный статус героя Образ печи в былине)" опубликовано на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/artemjeva1.htm
13) Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Советская Энциклопедия», 1987. — т. 1. А-К. — 671 с. с илл.
14) Гальковский Н. - Борьба христианства с остатки язычества в Древней Руси. Том 1

 

Топ Курганских web ресурсов

Hosted by uCoz