Спожинки

15 Серпня - Августа

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции  (как и во многих других культурах) торжественно отмечается окончание жатвы: в народном месяцеслове (календаре) этот святодень называется Спожинками.
На Спожинках приносят требы Богам, дарующим урожай: Сварогу – Отцу-Небу, Матери Сырой Земле, дождящему Перуну, Даждьбогу-Солнцу, Велесу и другим… Главным символом этого праздника является Сноп – в старину верили, что в последнем снопе прячется от жнецов дух поля. Процитируем знаменитого русского фольклориста Александра Николаевича Афанасьева: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи \Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень\ в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах».
Есть и другое понимание обрядового Снопа – как изображения Божества. В «Велесовой книге» (источнике, конечно, весьма спорном)  сказано:  «То Влес ущаше Праоце наше Земе раяте а злаке сеяте а жняте вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го яко Оце Божска».

Обрядовая страва: каша, мёд, яблоки, пиво, пироги. ЗАПРЕЩЕНО УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ГОВЯДИНУ!!!

 

назад

 


Топ Курганских web ресурсов

Hosted by uCoz